Русская версия|English version
Header

Вячеслав Яворский: Наш завод укрепляет имидж Украины

О достижениях Кременчугского завода технического углерода, особенностях работы предприятия и развитии химической отрасли в стране, рассказал в эксклюзивном интервью изданию «Грушевского,5» Вячеслав Яворский, директор Кременчугского завода технического углерода, Заслуженный работник промышленности Украины, номинант общенациональной программы «Человек года» в номинации «Промышленник года».

Вячеслав Викторович, в этом году Вы отмечаете важный профессиональный юбилей — 20 лет работы на Кременчугском заводе технического углерода. Чем запомнился лично для Вас этот период работы?
На Кременчугском заводе технического углерода я работаю 21 год, из них — 20 лет директором. Если рассматривать только трудовую биографию, которая берет отсчёт после окончания школы, то половина моей трудовой жизни посвящена нашему заводу. После этого можно уже не спрашивать, что значит для меня завод — это моя жизнь.

В чем особенность вашего предприятия?
Особенность нашего предприятия, которую отмечаю не только я, а и наши партнеры, наши потребители, аудиторы системы менеджмента качества, проверявшие наш завод, — необычайно сплоченный, творческий коллектив, живо реагирующий на любые изменения: конъюнктуры рынка, требований Евросоюза, изменений, как макро — так и микроэкономической ситуации.

Что изменилось и усовершенствовалось за годы Вашей работы на заводе? Какими достижениями в работе завода Вы гордитесь?
За годы моей работы на заводе изменилось многое, но, опять же, — не благодаря только моим усилиям, а настойчивой, где-то даже самоотверженной, работе коллектива единомышленников. Очень много значит поддержка Наблюдательного совета во главе с Мирославом Балдисом. Мирослав Николаевич, вместе с сыном Андреем сплотили команду, в которой я имею честь работать рука об руку с ними на благо нашего предприятия.
Выделять отдельные достижения вряд ли имеет смысл, завод — живой организм, процесс непрерывного совершенствования не следует делить на части, но реперные точки можно выделить:
— 1998 год: внедрение большегрузных реакторов и совершенствование контроля качественных параметров технического углерода, подготовка и успешное прохождение сертификации на соответствие системы менеджмента качества ISO, выход на международные рынки;
— 2004–2005 годы: разработка, последующее строительство и ввод в эксплуатацию новой технологической линии для получения техуглерода с реактором, впервые спроектированным и построенном в Украине;
— 2005 год: строительство и ввод в эксплуатацию собственной электрогенерирующей установки мощностью 2,5 МВт (что, кроме экономических показателей, обеспечило нашему предприятию надежную экологическую защиту);
— 2010-2011 годы: успешное прохождение пререгистрации на соответствие требованиям Европейской химической ассоциации REACH, подготовка и успешное прохождение сертификации на соответствии СМК требованиям ISO/TS 16949;
— 2014 год: расширение сырьевой базы и географии поставок сырья, внедрение энергосберегающих технологий, позволивших в разы сократить потребление природного газа на производство, что в условиях эскалации конфликта с Российской Федерацией, обеспечило энергетическую независимость, а значит — безопасность производства.

А как повлияла на производство завода потеря российского рынка?
Начиная с 1997 года-года прихода нашей команды к управлению предприятием, предпочтение отдавалось европейскому рынку (без ущерба для украинских потребителей). В отношении российского рынка — мы не видели в нем перспективы и взяли курс на сокращение его доли, которую к 2008 году свели к нулю.

Какие страны являются для Вас основными зарубежными рынками?
В реализации техуглерода мы ориентируемся не на страны, а на потребителей. Нашими заказчиками являются корпорации мирового уровня, их заводы расположены в различных странах. Сотрудничество с ними — высшая оценка наших усилий в продвижении украинской продукции на мировой рынок. Это — Goodyear, Michelin, Bridgestone, Nokian, Trelleborg, Белшина.

Ваше предприятие, безусловно, является лидером химической отрасли. Какие, на Ваш взгляд, сейчас перспективы у этой отрасли?
Представить современную жизнь без химии невозможно, да и нужно ли? Для нашей отрасли вижу безграничные перспективы. Поэтому специалисты нашего предприятия не замыкаются на удовлетворении потребностей только шинной промышленности. Мы успешно работаем над внедрением новых, эксклюзивных марок технического углерода, соответствующих, в частности, требованиям «food-contact», повышением качественных характеристик уже освоенных марок. Процесс совершенствования непрерывен и бесконечен, а девиз предприятия: «Качество труда -> качество продукции -> качество жизни», не позволяет останавливаться в этом процессе.

Как решается экологическая составляющая производства?
Отношение к вопросам экологии у нас определены в миссии завода: «Производство высококачественного техуглерода на экологически чистом предприятии». Это не лукавство и не игра модными лозунгами. Экологическая безопасность предприятия — это безопасность жизни и работы наших работников, безопасность наших детей, родных, которые живут в нашем прекрасном городе. Ежегодно миллионы гривен тратятся на совершенствование технологических режимов, замену устаревшего оборудования, выполнение природоохранных мероприятий. Разрабатываются и жестко контролируются комплексные мероприятия по охране труда и обеспечению безопасных условий труда, технические и энергосберегающие мероприятия. На их выполнение акционеры предприятия не скупятся в выделении средств.

Какие факторы оказывают сдерживающее воздействие на развитие отрасли в стране?
Производство техуглерода очень материалоемкое и вопрос приобретения сырья очень актуален. Значительные объемы поставлялись с коксохимических заводов Донбасса. Пришлось искать альтернативных поставщиков, находить технологические решения, модернизировать оборудование. У профессионалов трудности являются стимулом к развитию.
Пользуясь случаем, хочу со страниц вашего уважаемого издания выразить огромную благодарность нашим поставщикам сырья. Большое спасибо им за понимание, поддержку и где-то, может, и за терпение.

Какой объем техуглерода поставлен на экспорт в 2017 году и какие планы на 2018 год?
Абсолютные цифры сами по себе ничего не говорят, а в относительных, — доля экспорта, повторюсь, без ущерба для внутреннего рынка, — более 80%. На следующий год планируем не снижать этот уровень. При этом надеемся на рост внутреннего потребления.

Какой объем продукции реализуется в Украине?
На экспорт реализуется продукция, не нашедшая сбыта в Украине. Мы полностью удовлетворяем запросы отечественных потребителей и готовы продолжать это делать с учетом роста производства их продукции.

Есть ли госзаказы для предприятия? Какое процентное соотношение в структуре заказов и ожидается ли тенденция к росту?
Наша продукция не является конечным продуктом, поэтому, как такового, госзаказа нет. Но наше предприятие включено в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для государства, и это накладывает особую ответственность в обеспечении выполнения заявок отечественных шинников, которые поставляют свою продукцию для нужд военно-промышленного комплекса Украины.

Планируются ли в этом году инвестиции в техническое переоснащение производства? Необходимо ли оно?
Остановиться в техническом переоснащении производства — обречь себя на самоуничтожение. Приоритетом нашего предприятия является модернизация и постоянное усовершенствование. В этом году акцент сделан на внедрение природоохранных технологий, для чего заключены договора с двумя известными институтами в этой отрасли, ещё с одним институтом ведется работа по получению продукта, соответствующего требованиям «food-contact» и продолжаем работу по внедрению энергосберегающих технологий.

Необходимы ли для успешной работы отрасли изменения на законодательном уровне?
Самое неблагодарное дело — давать советы. Но есть вопрос — нужен ответ. Для наших законодателей нужно ввести «депутатскую клятву Гиппократа»: «не навреди!». Наш опыт работы на европейском рынке показывает, что не все нужно копировать. Целесообразнее — адаптировать. И, как каждому украинскому товаропроизводителю, хотелось бы ощутить более благоприятный климат и поддержку для украинских предприятий. Это и тарифная политика для транзитных перевозок, и прерогатива заполнения внутреннего рынка в части тех же закупок сырья и реализации продукции, и налоговое стимулирование повышения заработной платы работникам.

Помогаете ли Нацгвардии, участникам АТО, больницам в прифронтовой зоне?
Позвольте ответить на этот вопрос немного шире. Продукция нашего завода настолько специфична, что в рекламе не нуждается. Заказчик, прежде чем стать потребителем, очень долго её тестирует. Потребителя не интересуют рекламные ролики — ему важно качество и соответствие этого качества его особым требованиям. Но жить в обществе и не замечать проблем этого общества — невозможно.
Наше предприятие позиционирует себя как предприятие высокой социальной ответственности. Поэтому, не ради рекламы и похвалы, мы делимся заработанной прибылью с теми, кому она в данный момент нужна. И инициаторами в этом благородном деле выступают как раз наши акционеры. Наше предприятие помогало семьям Героев Небесной сотни, семьям бойцов спецподразделения «Альфа», погибшим в первых боях с российским агрессором. Потом эти помощи переросли в постоянную материальную поддержку и воинской части Национальной гвардии, что дислоцируется рядом с нами. Помогаем мы и материальными ресурсами, и выполнением ремонтных работ внутри части для создания комфортных условий быта военнослужащих. Выделяем денежные средства для улучшения материальной базы лечебных учреждений города, помогаем школам, дошкольным учреждениям. Профинансировали ряд проектов Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Большое внимание, совместно с заводской профсоюзной организацией, уделяем развитию детского и юношеского спорта. Уже семь лет проводится первенство среди школьных футбольных команд, посвященное Дню города Кременчуг на приз завода технического углерода. Поддерживаем и «взрослый» футбол, где городская команда первой лиги «Кремень» участвует в играх чемпионата страны.

Как Вы оцениваете бизнес-климат в стране?
Вопрос очень интересный, спасибо. У нас, может, немного специфические критерии оценки существующего на текущий момент бизнес-климата, но они сформированы исходя из объективной реальности, в которой существует наше предприятие. КЗТУ дважды подвергался рейдерским атакам, одну из которых, самую масштабную, организовал известный Народный депутат Украины-олигарх. Рейдерами был задействован весь возможный преступный и коррупционный арсенал, однако их потуги завладеть предприятием не увенчались успехом. Хотя последствия этих рейдерских атак, безусловно, негативно влияли на деятельность предприятия, но весь наш коллектив сплотился и смог преодолеть их. На сегодняшний день преступная деятельность рейдеров изучается правоохранительными органами Украины, а одно дело уже даже рассматривается судом. Мы надеемся, что наказание преступникам будет неотвратимо, справедливо и навсегда отобьёт охоту у любителей позариться на чужое.
Извечной проблемой нашего предприятия, как и многих крупных экспортеров, было несвоевременное или неполное возмещение НДС. На сегодняшний день мы своевременно и в полном объеме получаем возмещение, несколько лет работаем в спокойной обстановке, проходят собрания акционеров, на которых принимаются решения, направленные на развитие завода. Думаю, что, благодаря действующему правительству страны, бизнес-климат имеет тенденции к улучшению.

Вячеслав Викторович, может ли отечественный производитель поднять отрасль и экономику страны в нынешних условиях?
Отвечаю известной фразой: «Ну, ведь поднимаем же!». Три года подряд мы наращиваем объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Мы наращиваем объемы экспорта, укрепляя имидж Украины, как производителя высококачественной продукции. Ведь мы производим и поставляем продукцию не просто соответствующую высоким мировым стандартам качества, а ещё и удовлетворяем особые требования заказчиков.
Если не пытаться — то точно не сможет, а если ставить цели и идти к их достижению, преодолевая трудности и веря в себя — «дорогу осилит идущий».

В этом году вы номинированы в общенациональной программе «Человек года» в номинации «Промышленник года». Что эта номинация значит для Вас?
В этом году наше предприятие получило почетную награду «Лидер года». Эта высокая оценка нашего вклада в развитие экономики Украины очень приятна, но и очень ответственна. Но, повторюсь, — это результат работы команды. И то, что мне выпала честь быть номинантом общенациональной программы «Человек года» в номинации «Промышленник года», это подтверждение правильности выбранного курса и стимул для дальнейшего совершенствования.

Текст: Михаил Грушевский

http://www.grushevskogo5.com/busines/vyacheslav-yavorskiy-nash-zavod-ukreplyaet-imidzh-ukrainy/